«Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча – о людях, которым нечего есть, но есть что сказать
20 октября на пресс-показе, организованном Киноафишей в Ленфильме, показали новую картину мастера остросоциального кино Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк». Социальная лента о реалиях капиталистического мира и вечных ценностях, достойно несущая «Золотую пальмовую ветвь» последнего Каннского кинофестиваля.
Дэниелу Блэйку, которого играет Дэйв Джонс, 59 лет. Он профессиональный плотник и законопослушный британец. Добрый, порядочный, по-мужски грубоватый и с хорошим чувством юмора, герой привык всегда рассчитывать только на себя. Но однажды он оказывается неспособным работать по состоянию здоровья – после смерти любимой жены у него случился инфаркт, чуть не скинувший его со строительных лесов. Так что Дэниел вынужден обратиться за помощью к государству, подав документы на получение пособия. Однако тут герой попадает в настоящую бюрократическую мясорубку (по-другому явление сложно назвать), и под стать 21-му веку, полностью электронную и автоматизированную. Телефонные очереди, интернет, e-mail, а также излишний формализм системы сводит героя с ума, вгоняя в отчаяние. Ход его борьбы меняет встреча с Кэти (Хейли Сквайрс) и ее детьми, которые также пытаются удержаться на плаву жестокой реальности. Бедные, пострадавшие от государственной несправедливости, но сильные и не ничуть жалкие, герои объединяются по некому безмолвному согласию, чтобы бороться за свои права и поддерживать друг друга.
«Я, Дэниел Блэйк» – это зеркало, с помощью которого британский режиссер вместе со сценаристом Полом Лаверти освещает и показывает миру людей, которым нечего есть, но есть что сказать. Это реалии, которые, кстати, не может сгладить даже юмор, не только Англии, но и всего Западного мира, России. Так что хочется вместе с героем тяжело выдохнуть и взяться за голову, ощущая собственное бессилие перед системой, зацикленной на самой себе и потерявшей первоначальную цель. Цель драмы не вызывать жалось, хоть слез сочувствия во время просмотра не избежать. Это укор родному государству, которое так озабочено проблемами беженцев и мигрантов, что забыло о своих гражданах, не менее нуждающихся в продуктах, одежде, а главное – в уважении. При этом автор – гуманист, верит в людей, готовых отдавать последнее и помогать друг другу, не зависимо от того, сколько они имеют сами.
Особый шарм реализма картине придает смешение профессиональных актеров (главных героев) и любителей (полицейских и работников социальных служб, некоторые из которых играют сами себя). Их не шаблонные, но при этом узнаваемые образы мы ежедневно встречаем на улице, в конторах и офисах. Сколько мы видели таких как Кэти, с хвостиком, собранным мягкой резинкой, и с сумкой через плечо, которая спешит домой к детям. Или Дэниелов Блэйков, идущих на работу в кепке и широких джинсах, засунув руки в карманы.
«Я, Дэниел Блэйк» это пример актуального, качественного и нужного кино. А Каннское золото еще одно подтверждение того, что Кен Лоуч гений своего жанра. Кстати это не первая победа на Каннском кинофестивале, в 2006 году «Золотой пальмовой ветви» удостоилась драма «Ветер, который качает вереск» о войне за независимость в Ирландии.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram