Идя в кинотеатр, я уже почитала информацию о фильме. Но увиденное потрясло. Оказывается, рай — это нечто недостижимое, хотя герои фильма говорят на его пороге, уже перейдя ту черту, которая отделяет мир живых и мертвых. И это репортаж Андрея Кончаловского из этого промежуточного состояния. Души? Тела? И куда они попадут дальше?
Ольга, главная героиня в исполнении Юлии Высоцкой, русская, из казаков, попавшая на запад с волной белой эмиграции. Удачно выйдя замуж за русского князя, была принята в высшем российском обществе в Париже. Мне показалось, что по своей сути она впитала в себя уже много французского — некий шарм, флер, который позволял ей более вольно собой распоряжаться, чем это позволено казачке. Но в конце она себя показала именно по русски, как могут только люди, воспитанные в вере в справедливость. Пусть и на небесах.
Два других ее партнера — офицер французской полиции Жиль (Филипп Дюкен) и немецкий аристократ Хельмут (Кристиан Клаусс) — имеют свои понятия о нахождении рая.
Для француза это Рай Земной, у него в доме, с любимым сыном и женой. Для создания этого надо работать — например, разбивать молотком коленки неподатливого заключенного. Но, при этом, ему не чужды и земные мелкие радости.
Немец весь фильм пытается выстроить свой рай, рай по немецкому образцу, где Германия превыше всего. Он решительно борется с коррупцией по приказу Генриха Гиммлера, роль которого великолепно сыграл Виктор Сухоруков. Краткий эпизод, дающий возможность показать истоки той жестокости, с которой аристократов превращали в послушное оружие Рейха.
Хельмут — механизм, которому не чужда культура. И это выглядит совсем страшно в эпизоде с рассказом о гибели Дуни Эфрос, любимой женщины Чехова — ведь немецкий офицер-аристократ изучал творчество русского писателя и даже писал о нем диссертацию.
Ворота рая раскроются не для всех. И в своих признаниях все участники, возможно, как то попытаются изменить судьбу. Но, надеюсь, тщетно