«Аферим!»

Шел четвертый день Фестиваля европейского кино в «Англетере» и среди фильмов, принесенных в этом году West Wind – работа румынского режиссера Раду Жуде. Историческая трагикомедия «Аферим!» – картина, минималистичная по своей форме и глубокая по идейному содержанию.

Черно-белый формат, бесконечные диалоги, неторопливо развивающееся действие, которое захватывает редкими местами, и, как правило, кровавыми. В самых незамысловатых традициях роуд-муви, герои путешествуют по принципу «туда – обратно», сначала слева направо кадра, а затем справа налево. Но не перемещения главное, и даже не герои, а обычаи и нравы румын начала 19 века, когда в стране царит патриархат, а главным предметом купли-продажи остается человек. Когда дикий боярин может наказать провинившегося крепостного ножницами, а почти бесправные цыгане живут стайками и называются «воронами».

«Аферим!» рассказывает о полицейском Констандине (Теодор Корбан), которого боярин отправил на поиски беглого крепостного цыгана (Тома Кузин), умудрившегося переспать с боярыней. Сыщик берет на дело молодого сына Ионицэ (Михаи Команою), еще по-детски неуклюжего, но уже проявляющего признаки мужества. По пути, отец балует сына бесценными уроками жизни, алкоголем и даже проституткой. Но сложно оказывается не найти беглеца, а отдать его в руки разгневанному хозяину, то есть на пытки и смерть. Путешествие по горам с раненным в ягодицу цыганом в седле, заставило полицейского изменить свое мнение о чернобородом пленнике. «Боярыня заставила согрешить с ней! Что я не мужик?» – отчаянно восклицает цыган. Компания сочувствует и постепенно проникается симпатией к непутевому Карфину, однако оков не снимает…

Герои лишь на секунду задумываются о несправедливом распределении жизненных карт, и сразу отгоняют от себя эту дерзкую мысль. Кажется, картина не о моральном выборе румынского служителя закона, и не о личностях героев. Крупные планы так редки, что редко увидишь лицо Констандина, мокрое от навернувшихся слез и пота, со спутанными седыми усами. Больше видов гор и дорог, с каменными крестами на обочине, а экран то и дело перебегает стадо овец или грязные, оборванные цыгане. «Аферим!» изобилует разными подробностями румынского быта, с застольями под национальные песни, со стереотипами и предрассудками, вроде «евреев, которые ездят в экипажах, запряженными христианами» и мифами о крае земли. Мы видим разного рода отношения, не только бояр и крепостных, но и мужчин и женщин (первые безнаказанно бьют и таскают за волосы последних), отцов и детей. Именно в этом ценность работы Жуде, в немного утрированной, бесстрастной исторической ленте, наполненной ценнейшими образами Румынии 1835 года, с его особым жизненным укладом и фольклором.

Смотря это классовое прочтение истории, мы сравниваем наши новые ценности со старыми, и быть может, именно противоречивости этих двух мировоззрений Жуде возносит «Аферим!», что значит «Браво!». Не возвеличивая что-либо, а скорее разводя руками и подводя черту под тем нравственным скачком, совершенным румынским, да и в целом европейским обществом.

После просмотра фильма, на сцену кинотеатра «Англетер» поднялась актриса Михаэла Сирбу, сыгравшая боярыню, чтобы ответить на вопросы зрителей.

Как румынское общество восприняло фильм?

– Очень разная реакция, от людей, которые говорили, что да, нам нужно знать больше об этом периоде, потому что в современном румынском обществе даже не все знают, что в эти века цыгане были в рабстве. До диаметрально противоположной реакции, как писали в онлан-газетах: «Зачем вы нам это показываете, мы ненавидим цыган и ненавидим евреем, и не хотим видеть эти… плохие части нашей истории».

Что было самым сложным в съемках этой исторической картины?

– Сложность, конечно, была в том, что картина снята немного на другом языке, на старом. Трудность еще заключается в эмоциональной вовлеченности. В этом случае я играю некую двойственную роль, потому что моя героиня тоже страдает – муж избил ее, узнав об афере. Но, в принципе, это было не очень сложно, потому что роль более чем небольшая, и я привыкла к такому стилю игры.

Что из декораций было воссоздано, а что релаьно?

– Многое из декораций было построено, например, деревня, в которой происходили события. Но замок боярина – настоящий, это типичный замок для юга Румынии, Куло Гречано. Сложнее было найти животных этого периода, потому что они очень изменились за последние 150 почти 200 лет. К примеру, свиньи, которых вы видите в последней сцене.

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra