Чайковский. «Времена года» Свиридов. «Метель»

2 февраля Заслуженный коллектив России под управлением Михаила Леонтьева представит программу из сочинений Чайковского и Свиридова, посвященную временам года.

Поводом для возникновения «Времен года» Чайковского послужил заказ петербургского издателя Н. Бернарда. Он обратился к композитору с предложением написать для журнала «Нувеллист» цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы таким образом полный годичный круг. Позднее издатель предложил снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. Свое название цикл получил при публикации Бернардом всех пьес отдельным изданием; фортепианные миниатюры предварены поэтическими строками А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.Н. Майкова, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, В.А. Жуковского.

«Времена года», запечатлевшие образы русских просторов и деревенской жизни, петербургские пейзажи и сценки из домашнего музыкального быта того времени, стали необычайно популярными. Они исполняются во множестве транскрипций и обработок для различных инструментов. Получили известность более десяти оркестровых версий цикла; в их числе оркестровка А.В. Гаука, сделанная в 1942 году.

Музыкальная критика долго оставалась равнодушной к циклу: считалось, что не он составляет значение и славу Чайковского. По прошествии же времени можно с уверенностью говорить о неувядаемости этого музыкального шедевра.

Особой искренностью интонации среди «пушкинских» сочинений Свиридова проникнуты оркестровые пьесы к фильму «Метель» (1964), написанные по предложению известного артиста и режиссера Владимира Басова. С конца 1930-х годов до середины 1990-х композитор создал звуковое оформление более чем к тридцати театральным спектаклям и кинокартинам; на основе подобных работ он нередко составлял самостоятельные сочинения (вокальный цикл «Из Шекспира», Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», сюита из фильма «Время, вперед!»). Так произошло и с музыкой к фильму «Метель».

Отобрав из нее девять самых ярких номеров, которые отражают основные этапы развития сюжета, автор дал циклу подзаголовок «Музыкальные иллюстрации» к повести Пушкина. Живописные пьесы, наглядно воплощающие образы литературного источника, полностью оправдывают это заглавие. По собственным словам, Свиридов в принципе не мог писать без-образную музыку. Стремление живописать звуками превратилось у него в нечто большее в умение чувствовать и передавать музыкой связь времен. Так, музыка к пушкинской «Метели» рождает мысли об ушедшей эпохе, заставляет задуматься о той, еще не «отчалившей», Руси, о ее природе и быте, о ее широких просторах, ее истории и судьбе.

Свою версию соединения в одной композиции текста Пушкина и музыки Свиридова предлагает Заслуженный артист России, актёр и режиссёр Санкт-Петербургского государственного молодёжного театра на Фонтанке Михаил Черняк.

2 февраля 2021 года, вторник. Большой зал филармонии
Начало в 20:00
Билеты на концерт доступны в кассах и на сайте Филармонии
Возрастная категория: 6+
Адрес: ул. Михайловская, д. 2

Купить билеты

Фото – https://www.philharmonia.spb.ru/

Культура. Публикации Дипломат.ру

Петербург. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra