История. Сколько сухости и твердости в этом слове. А между тем за бездушными белыми страницами, окропленными черными чернилами, между строк читается маленькая или большая трагедия каждого из ее участников.
22 ноября 1963 год. Даллас, штат Техас. 12:30 местного времени. Президентский кортеж едет по Элм-Стрит . Внезапный сухой звук винтовочной пули. Смертельное ранение президента.
Убийство 35-го президента США потрясло весь мир. Хотя подозреваемый Ли Харви Освальд был осужден за убийство, вопрос «Кто убил Кенни?» уже стал нарицательным. Множество художественных произведений эксплуатировали эту тему в различных вариациях. Чилийский режиссер Пабло Ларрен решил взглянуть на эту историю другими глазами, а именно глазами супруги убитого президента Жаклин Кеннеди. Народ запомнил ее как символ нового времени, сильную и элегантную. Но что творилось у нее внутри, какие чувства и эмоции бушевали за пределами телекамер. Именно на этом сделал акцент режиссер, пытаясь передать переживания в пароксизме отчаяния обычной женщины с непростой судьбой.
Критики уже успели обвинить картину с многообещающим потенциалом в изначально банальном сюжете, который ни за счет игры актеров, ни за счет работы операторов и звукорежиссеров не вытянули. Мол, что можно выжать из переживаний хрупкой женщины, которая по сути ничего великого не сделала, масштаб не тот. Но разве сейчас кто-нибудь вспомнит жену Джеймса Гарфилда или Уильяма Мак-Кинли? Следовательно, Джеки вошла в историю не только из-за трагичной гибели ее мужа. У нее до сих пор множество поклонников, а ее непревзойденный стиль считается эталоном элегантности и вкуса.
Байопик первой леди снят в стиле лучших независимых американских фильмов. Это даже странно, что за эту работу взялся чилийский режиссер. Но после его картин «Вскрытие» и «Неруда», которые увековечили память великих людей, почему бы не снять историю другого народа. Ларрен вещает устами Джеки в фильме, произнося четко и ясно, что именно «Они» убили ее мужа. «Пусть видят, что натворили!»,- вырывается из ее уст желание выйти в окровавленном костюме из самолета. Этот завуалированный, но достаточно очевидный посыл прост, понятен, но вот уже несколько десятилетий молчалив по умолчанию. Все же Пабло отбросил в сторону все детективные расследования и сосредоточился на одном человеке, женщине, которая создала миф о своем муже.
Жаклин Кеннеди в исполнении Натали Портман получилась изумительной. Такое перевоплощение до ужаса потрясает. Передано все: начиная с одежды и заканчивая характером вдовы. Безмолвные крупные планы ее лица, сдержанные слезы, рассудительность подкупают избытком чувств, нахлестывающие как цунами. Игра бесподобна. Сцена Жаклин, идущей по белому дому в окровавленном миленьком розовом костюмчике, не нуждается в описании. Она просто протыкает как меч насквозь до мурашек. Все эти сцены адаптировано разбавлены флэшбеками. Отрывки из знаменитого фильма, где первая леди проводит экскурсию по белому дому и показывает те существенные изменения, которые почти превратили его в музей, полностью скопированы. Сначала, кажется, что Портман переигрывает, но на самом деле, это гениальное актерское подражание манере речи самой Джеки. Да, она несла тяжелый груз ответственности жены президента. С экрана звучит изречение, что для публики важны не столько поступки, сколько манера их освещения в прессе. Образ преданной и любящей жены требовал воздать все почести умершему супругу. И неважно каким он был супругом и президентом. Она должна была оставить в памяти людей красивую историю о красивых людях, где все танцуют и веселятся. Белый дом времен Кеннеди должен был ассоциироваться с Камелотом, где доблестные рыцари под предводительством короля вершат справедливость. Именно поэтому вдова решила устроить траурную церемонию как у Линкольна. Кто еще кроме нее мог замахнуться на подобное.
История уже известна, поэтому не стоит ожидать в фильме острых сюжетных поворотов. Зато картина очень атмосферна. Проникаешься не только актрисой, но и всеми мрачными сценами, музыкой и пейзажами. Сеттинг восхищает достоверностью. Именно отсылки к старым видео и фотографиям придают эпохальную атмосферу. А музыкальное сопровождение создает настроение. У картины три номинации на «Оскар». И если за лучшие костюмы и музыку стоит предполагать ничего не достанется, то за лучшую женскую роль у Натали есть все шансы получить награду.
Однако остается непонятным почему осталось за рамками фильма тот факт, что отношения у Джеки и Джона явно не ладились. Он был откровенным бабником, она хотела от него уйти. Их отношения пережили много испытаний, которые в итоге от любви привели к ненависти. Эти моменты в фильме не оглашаются, хотя пару фраз с намеками все же можно услышать.
Фильм удачно подается через интервью Жаклин Кеннеди корреспонденту «Life». Удачный ход, в котором мы видим мрачную вдову спустя неделю после трагичных событий, смотрящая на все это как бы со стороны. Громкие признания и исповедь. Тут мы видим другую Джеки с сигаретой у губ и сожалением, что ее рядом с гробом мужа не настигла пуля злоумышленников. В настоящем интервью было много того, что не включили, эти откровения просто не могли попасть в печать.
Жаклин Бувье-Кеннеди-Онассис умная, сильная, но уязвимая женщина. Картина Ларрена показала сложный период ее жизни. «Я просто делаю свою работу»,- заявляет Джеки в фильме. В этой фразе весь посыл. Не каждая женщина сможет сохранить холодный рассудок в критической ситуации, думать не о себе, принимать твердые решения, когда на пороге уже другая первая леди подбирает новые занавески.
В российском прокате с 23 февраля 2017