Интересная история

0

Как грек канадского происхождения, рожденный в Москве, спасал русское искусство. И чем все это кончилось

Греческий подданный, Георгий Дионисович Костаки (1913–1990) родился и большую часть жизни провел в Москве, работал в канадском посольстве. Он начал коллекционирование с произведений голландских художников, но вскоре сменил направление своей собирательской деятельности. Костаки стал первым коллекционером, который понял ценность искусства русского авангарда. Работы, которые современники Костаки относили к «никому не нужному мусору», он приобретал у самих художников и их наследников, тем самым материально поддерживал их. Многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. К концу 1980-х годов собранный «греком-чудаком» «хлам» превратился в одну из самых ценных коллекций в мире.

1503270_637299819712572_4616751593630099480_n

Еще в 1970-е годы Костаки мечтал о том, что в России построят музей современного искусства, где будет храниться вся его коллекция авангарда и работы художников альтернативного советского искусства. Напряженная атмосфера, связанная с особым «вниманием» к коллекционеру сотрудников спецслужб, ухудшение здоровья привели к тому, что в 1977 году Костаки был вынужден принять решение о выезде за границу. Он официально предложил советскому правительству принять значительную часть своего собрания в дар. Это предложение было принято, хотя и шло вразрез с официальной политикой в области культуры. Специальным решением Секретариата ЦК КПСС семье Костаки было разрешено выехать и оставшуюся часть коллекции «в порядке исключения вывезти из СССР за границу». Также было гарантировано право «в случае соответствующего обращения разрешить Г.Д. Костаки и членам его семьи возвращение в СССР с правом на постоянное жительство». Перед отъездом Костаки передал собрание икон в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Уникальную коллекцию народных игрушек Н.М. Церетели, которую Костаки в свое время приобрел и тем самым спас, тогда же подарил государству; в 1990-е эта коллекция стала частью Музея-заповедника «Царицыно».

В Третьяковскую галерею поступила наиболее значительная и ценная часть дара – коллекция авангарда, насчитывающая 142 произведения живописи и 692 графики, в которой представлено свыше сорока имен русских художников. Благодаря пожертвованию Костаки собрание Галереи пополнилось такими шедеврами мирового значения, как «Портрет Матюшина» К.С. Малевича, «Симфония Шостаковича» П.Н. Филонова, «Красная площадь» В.В. Кандинского, «Живописная архитектоника. Черное, красное, серое» Л.С. Поповой, «Пробегающий пейзаж» И.В. Клюна. Избранные работы с середины 1980-х годов присутствуют в постоянной экспозиции музея, а также регулярно экспонируются на выставках в крупнейших музеях мира.
Произведения, официально вывезенные Костаки за рубеж, с конца 1970-х годов путешествовали по миру, преумножая популярность русского авангарда в Европе и Америке. В 2000 году правительство Греции приобрело эти работы, и они стали основой Музея современного искусства в г. Салоники

1796697_637300066379214_7694298575016114737_n

Третьяковская галерея открыла сегодня выставку «Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить…».», посвященную этому удивительному человеку, создателю одного из наиболее значительных по масштабу и качеству частных собраний XX века.
Его предпринимательская интуиция и природный художественный вкус позволили найти и сохранить уникальные произведения русской иконописи, авангарда и нонконформизма. Своей деятельностью Костаки возобновил прерванные на время традиции великих русских меценатов XIX–XX веков П.М. Третьякова, И.А. Морозова, И.С. Остроухова, С.И. Щукина, коллекции которых во многом влияли на культуру своего времени.

Открывающаяся выставка включает более 200 экспонатов и отражает широкий круг интересов Костаки: иконопись XV–XVIII веков, шедевры русского авангарда (среди них работы В.В. Кандинского, К.С. Малевича, С.Б. Никритина, Л.С. Поповой, К.Н. Редько, П.Н. Филонова, М.З. Шагала, А.А. Экстер), творчество художников-нонконформистов А.Т. Зверева, Ф. Инфанте-Арана, Л.Е. Кропивницкого, О.Я. Рабина и других, народная и авторская игрушка. В экспозиции можно будет увидеть и живописные опыты кисти самого Костаки.

10425388_637299953045892_2020072314859413547_n

Специально к выставке были отреставрированы не экспонировавшиеся ранее произведения В.Н. Чекрыгина («Мужской портрет», 1914), К.С. Петрова-Водкина («В трамвае», 1936), впервые раскрыты обороты двухсторонних работ А.М. Родченко («Сюрреалистическая абстракция», 1943; «Борцы», 1935–1938) и И.В. Клюна («Автопортрет, 1909–1910; «Супрематическая композиция», 1910-е).
Сенсацией станет показ рассекреченных только в 2011 году документов по передаче коллекции государству, раскрывающих сложный процесс принятия решений о судьбе Костаки и его картин.
По не зависящим от Третьяковской галереи причинам, произведения из Музея современного искусства г. Салоники не представляется возможным продемонстрировать на выставке.
К выставке выпущен великолепный каталог, который позволяет ознакомиться и с невыставленными произведениями искусств.
В качестве иллюстрации приведены
— Филонов П.Н. Первая симфония Шостаковича. 1935. Бумага, масло. 102,5 x 69,3
— Кандинский В.В. Москва. Красная площадь. 1916 Холст, масло. 51,5 x 49,5
— Экстер А.А. Флоренция. 1914-1915. Холст, масло. 109,6 x 145,5

Татьяна Бушманова (Lifestyle)

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.