18 октября Театру им. В. Ф. Комиссаржевской исполнится 80 лет! Юбилейный сезон в театре откроется 16 сентября спектаклем «Моя дорогая Hélène» по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня» в постановке Романа Габриа. «Моя дорогая Hélène» – одна из главных премьер прошлого сезона (впервые показана 15 января 2022 года).
В самом названии постановки заложен особый, соответствующий модной коньнктуре взгляд режиссера Р. Габриа на известный сюжет: «Мне хотелось взглянуть на пьесу не по-новому, а под другим углом зрения. И свой интерес я сместил непосредственно с дяди Вани на Елену, супругу Александра Серебрякова. Это никак не противоречит пьесе: я ничего не менял – ни порядок сцен, ни происходящую фабулу».
Таким образом одно из главных литературных произведений мирового театра режиссер Роман Габриа «увидел» через героиню: «Актуальность пьесы Чехова сегодня, как мне кажется, в смещении угла зрения. Главной героиней спектакля стала Елена Андреевна Серебрякова. Умная, сложная, современная. Хотелось сделать спектакль молодой, смелый, свежий, телесный, хочется открыть что-то новое в Чехове, не разрушив поэтику прекрасной пьесы».
Конечно, основные мотивы чеховского шедевра здесь сохранены. В огромный загородный дом, принадлежащий семейству Войницких, приезжает отставной профессор Серебряков с 27-летней женой. Фамилии персонажей звучны, как названия лекарств. Обязательно наличие в повествовании писателя или врача. Пьеса «Дядя Ваня» как известно ничем не заканчивается. Как сказал герой другого великого чеховского произведения Тригорин, – «на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы»…
На самом же деле ничего принципиально нового в «Моя дорогая Helene» мы не видим – животными на сцене и вольным прочтением классических пьес петербургских зрителей не удивишь. Правда эротика в этом спектакле очень выпуклая, и хотя актеров раздевают лишь в крайних случаях, Елена Андреевна целуется с Соней с явным сексуальным подтекстом.
Несмотря на как всегда впечатляющий в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской каст с молодыми артистами, цементирующим элементом данной театральной конструкции являемся, на мой вкус, замечательная петербургская актриса Елена Симонова.
Нельзя не отметить и фирменный стиль художника Анвара Гумарова, который очень подходит этой чеховской истории: сценография минималистична, воздушна и наполнена оттенками импрессионизма. Кроме того, в спектакле активно используются аудиовизуальные средства – медленная музыка (навевающая ассоциации со знаменитой постановкой «Дяди Вани» с Сергеем Маковецким) и видеоэффекты. При этом какой-то приятной, почти неуловимой советскости антуражу спектакля добавляет даже не идущие по телевизору новости, а старые музыкальные фрагменты группы «Машина Времени», мелодии которых неотделимы от текста как в бардовской песне. Кажется еще чуть-чуть и зазвучит «Милая моя, солнышко лесное».
Дипломат.ру, МегаМедиаПроект — Мы в ДЗЕНЕ.