Десятая манифеста: деконструкция знаков и отголоски советского прошлого

manifesta

Арт-медиации, уличное искусство, попытки проанализировать советское прошлое и российское настоящее, разрушение стереотипов о том, что современный мир искусства — это бессмысленные перфомансы и бесформенные инсталляции из стекла, пластика и мусора.Все это можно увидеть своими глазами, потрогать своими руками и послушать на бьеннале современного искусства  —  манифеста 10. В этом году она впервые в Петербурге, и впервые — в России.

Бьеннале современного европейского искусства, созданная двадцать лет назад как ответ на политические и социально-экономические мировые события, занимает сейчас несколько десятков площадок по всему городу в Петербурге. Эрмитаж, независимые худпространства, открытые площадки, вокзалы — все те места, которые можно было отдать под выставки, были под них отданы. Однако, несмотря на то, что все они разнятся и структурной направленностью, и эстетической, объединяет их одно. Дух советского постпространства, упадничества и поиска новых путей  к существованию русского человека.

Когда оказываешься, например, во дворе Кадетского корпуса на Университетской набережной, то невольно осматриваешься — выбранная площадка сама по себе является историческим монументом. А поместив внутрь его выставку «Что мы видим, когда слушаем» кураторы свершили невероятный финт деконструкции — в обвалившихся залах висят фотоработы о жизни гастарбайтеров и неблагополочных семей, а в зале, где Ленин впервые выступал перед рабочими и крестьянами красная ковровая дорожка вздыбается к небесам, картина с изображением вождя валяется рядом с кучей сломанных кресел, перемотанная красной тряпкой. Бывшим флагом, не иначе. 

Другие выставки и инсталляции содержат в себе еще больше смысла, с одной стороны, и еще больше деконструкции этого самого смысла, с другой. Механическое пианино с лампой -метрономом, бамбуковый лес-дождь, мульт-произведение по мотивам «Чевенгура», в конце которого неведомые каменные монстры проглатывают растениевидных детей.

Правильно говорят, что сколько людей — столько и мнений, и защищать с пеной у рта состоятельность или несостоятельность современного искусства — занятие заранее безрезультатное.

 — Не понимаю я современное искусство, — вздыхал мой знакомый, которого я затащила на выставку, — не понятно, для чего делают, кому это надо. Вот монументализм — это да, это другое дело!

Все выставки бесплатные, потому и в Эрмитаже, и даже на заводе слоистых пластиков, что на шоссе Революции всегда есть люди. И наблюдать за ними — еще одно маленькое удовольствие, которое можно себе позволить.  Школьники, вооружившись фй-устройствами бегают по периферии выставочных залов, попутно фотографируя все, что попадается на глаза. Студенты-культурологи молча прогуливаются мимо инсталляций, важно причмокивая при этом. Иностранцы обсуждают русскую культуру и современное искусство перфоманса. Некоторые исследуют все выставленные предметы с высоты своей колокольни. И, отчасти, последние правы.

Современное искусство на манифесте — это не только обращение и вызов к современному обществу, но и возможность стать со-творцом. Прочитать стихотворение в пустой комнате, сделать журавлика-оригами и оставить посреди экспанатов, нарисовать свое граффити на стене завода слоистых пластиков. И попробовать понять, что нужно сделать, чтобы советское наследие стало не бичом, которым погоняют безмерного рассыпающегося левиафана, и не эфимерно-ностальгическими пионерскими платочками и молоком в пакетиках- треугольничках, а предметом гордости и показателем культуры для других, и для самих себя. 

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra