Об одной истории с любовником, в которую включился пиар…
С весны этого года жители Казахстана оказались вовлеченными в один крупный скандал. История, самая что ни на есть обыкновенная, хоть и малоприятная, не просто не сходит со страниц СМИ, но еще и выплеснулась за границы государства. В некотором смысле показательная она и для России. Потому что прецедент создан. И может быть обкатан политтехнологами практически в любой момент и любой стране мира.
Начиналась история как бытовая с неким криминальным оттенком.
В апреле этого года житель Астаны Нурлан Жумагулов распространил в социальных сетях информацию о зверском избиении своего сына Алиби, неким столичным бизнесменом Кайратом Жамалиевым и его сообщниками. Причиной конфликта стала токал (младшая жена) и мать сына бизнесмена – Айнур Исина, которая якобы имела отношения с 24-летним Алиби Жумагуловым.
«4 часа издевательств над человеком. Отрезанное ухо, порванная щека, удушение, черепно-мозговая травма. Прыгать на голове, угрожать пытками паяльником и утюгом, давить удавкой – кто способен на это? За что?» – написал в своем аккаунте в Facebook отец пострадавшего парня.
Вслед за этим в Instagram развернулась массовая акция поддержки семьи Алиби Жумагулова. Появились сразу несколько аккаунтов. За сутки на них подписались более 80 тысяч пользователей не только Казахстана, но и Кыргызстана, Малайзии, Турции и других стран. Вместе с простым народом пострадавшему выразили сочувствие многие казахстанские и российские звезды. История дошла до ведущего передачи «Пусть говорят» Андрея Малахова. О ней ему рассказала ведущая Лера Кудрявцева.
Казахстанцы призывали друг друга бойкотировать заведения, принадлежащие бизнесмену, а один из его партнеров заявил о разрыве своих деловых отношений с ним. В сети начался сбор денежных средств на лечение молодого человека. А генеральный прокурор РК Асхат Даулбаев и министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов взяли уголовное дело, возбужденное в отношении Кайрата Жамалиева и его водителя Анатолия Прибыткова, под личный контроль.
В СМИ стали появляться записи с места событий и комментарии главных действующих лиц. Выяснилось, что в квартиру Жамалиева Алиби Жумагулов пришел сам. Приехал туда после предварительного звонка, по комментариям СМИ с «информацией о супруге бизнесмена». Это было 21 апреля, их вторая встреча. И в этот день инициатором встречи был тоже Алиби, что подтверждено детализацией телефонных разговоров. Видеозаписи с двух камер свидетельствуют: Жумагулов вошел в квартиру Жамалиева – в 21:07:18. Вышел из квартиры (пошатываясь) в 23:33:50.
В больницу молодой человек был госпитализирован 22 апреля. А 24 апреля отец пострадавшего обратился к министру здравоохранения и социального развития РК Тамаре Дуйсеновой через ее личный блог, с просьбой не выписывать из больницы его сына. Хотя эксперты квалифицировали его повреждения как «средний вред здоровью, а синяки на теле – как легкий вред».
22 апреля сразу после получения сообщения из больницы было возбуждено уголовное дело, создана следственная группа, найден и осмотрен автомобиль Алиби Жумагулова, отогнанный водителем Жамалиева от его дома.
23 апреля, уже на следующий день, бизнесмен Кайрат Жамалиев признан подозреваемым в совершении (почему-то) вымогательства, за отогнанный автомобиль, допрошен и задержан, а затем арестован по решению суда.
24 апреля в соцсетях отец Алиби Жумагулова после своего обращения к общественности распространил информацию о необъективности следствия по отношению к его сыну. С 27 апреля его страница везде «молчит».
С той поры тема Алиби не сходит со страниц газет и ТВ. Суд затягивается по причине отсутствия парня, а возможно и серьезных улик. А также по причине давления толпы, которая требует «справедливого суда». При этом свои симпатии толпа уже определила, она уже почти на стороне обвиняемого.
Далее сама история начинает обрастать все новыми подробностями. В машине Алиби находят украденный дипломатический номер. «По данным автоматизированной информационной системы «Сервисный центр МВД РК», государственный регистрационный номерной знак «D 095012» был выдан на автомашину «VOLVO S80», принадлежащую Международному научно-техническому центру. В связи с кражей государственных регистрационных номерных знаков «D 095012» 14.05.2015 года, данная автомашина была снята с регистрационного учета…». Номер найден, но, похоже, это никого не интересует. Интерес – сама «угнанная машина», который тянет статью вымогательство…
Есть и еще один момент. Автор статьи «Brutal Assault Galvanizes Kazakh Public» («Брутальное нападение» пробудило казахское общество») пишет: «26 апреля был день выборов в Казахстане, но другое событие буквально наэлектризовало население страны и практически затмило президентские выборы: жестокое избиение молодого человека в Астане…». И появляются новые версии события. Вспоминают инцидент бизнесмена Кайрата Жамагулова с сыном высокопоставленного чиновника.
В казахстанской печати также появляются статьи о небезупречном прошлом отца Алиби. Который, оказывается, занимал пост в Мэрии и привлекался к судебной ответственности за коррупцию.
Вот такая история. Кислая история. Героя-то нет. Избили молодого человека. За что? Крутил роман с чужой женой, а потом пошел и рассказал об этом ее мужу. (Зачем — непонятно!) Муж избил любовника. Незадачливый любовник попал в больницу на лечение. Недолго задержался там. И на этом могло бы все закончиться, если бы в дело не вмешался пиар.
Папа избитого Алиби, который до этой истории даже не знал, для чего нужен Интернет, вдруг сумел поднять такой резонанс в соцсетях, что дело о «изуверском» избиении его сына дошло до «самых до окраин», а его страница в Фейсбуке уже «замолчала» через три дня, получив свой резонанс по полной, и молчит до сих пор.
Кто этот папа? Любой скажет — гениальный пиарщик. Он великолепно знает стратегию пиара. Например, такой ход – сделать простой народ сопричастным к большому делу. А организовать сбор финансовых средств на восстановление здоровья сына? Пусть случается курьез, парня через несколько дней выписывают из больницы. Врачи заявляют, что никаких серьезных повреждений нет. А папа-то опять не теряется. Он заявляет, что невостребованные суммы уйдут на благотворительность. И, действительно, зачем ему эти крохи, когда сумма уже заявленного им иска в 200 млн тенге превышает их.
Благотворительность – ломовая лошадь пиара, вывозящая всех и вся. Нет, конечно, есть и другие гениальные ходы. Но эта впереди всех. Основной пользователь Интернета – молодые люди. Им близки слова «свой» и «чужой». Скажи им, что обижает своего какой-то «блатной», и они поднимутся на него строем.
И это очень правильно. Дальше по правилам стратегически продуманного пиара нужно запугать власти массовыми волнениями. Опять обращусь к гениальной в отношении пиара «казахской» истории. Папа любовника Алиби дает советы со страниц СМИ «поклонникам» своего сына. «Не вершите самосуд! Не устраивайте провокации на выборах! Не вкладывайте в урны фото детей бизнесмена с угрозами!» Разумеется, после такого призыва волнения в среде молодежи только усиливаются. Они и не думали, выбрасывать в урны фото провинившегося бизнесмена, или объявлять бойкот его ресторанам, а теперь подумают об этом.
И вот уже в соцсетях раздаются призывы громить бизнес «блатного». Об этом немедленно докладывается на самый верх. Народ бунтует. И после этого дело любовника Алиби берется под особый контроль. На носу выборы президента, и волновать народ в это время нельзя.
Итог пиар-акции: бизнесмен ожидает суда. Его бизнес практически банкрот, некогда самые популярные рестораны столицы закрыты или даже прибирается к рукам людей, умеющих воспользоваться ситуацией. Дело пиара сделано. Кому он был нужен? Тем, кто собрал при этом свои дивиденды, воспользовавшись ситуацией. А, может, и создав ее искусственно. Иногда пиар-акция выгодна не только одной стороне, а сразу нескольким.
Например, технологии часто используются для сокрытия неких процессов от общества, отвлечение народных масс от неудобных вопросов и событий. Допустим, в стране ведется закулисная политическая игра, в которой задействованы интересы элиты, либо ведется подготовка к некоему развитию событий, о котором обществу знать не нужно. Каким образом отвлечь внимание народа, обеспечить проведение своих негласных операций? На этот вопрос у пиарщиков заготовлен проверенный ход – создать достаточное количество информационных поводов, которые займут внимание человека, и отвлекут от «ненужных» событий.
Возьмем простой пример. Сколько, по-вашему мнению, смотрит новостную программу нормальный человек. Правильно, первые десять минут. Затем его внимание становится рассеянным и отплывает к окружающей его действительности.
Память наша устроена так, что человеку трудно думать более чем о пяти новостях в день. Да и этого уже много. Именно поэтому зачастую за огромным количеством пустяковых, дутых новостей, заявлений, событий, прячутся действительно важные, скрытые процессы.
Мораль. Здесь, собственно, их две. В дни потрясений, будь то выборы президента, или введение нового налога на соль, надо быть особенно внимательным к своим любым, даже самым невинным поступкам. От провокаций в нашем продвинутом обществе не застрахован никто. Особенно от черного пиара, который всегда ищет свой лакомый кусок! И другая мораль – постсоветское население разных стран в конфликте двух сторон никогда не встанет за сильного, богатого и влиятельного. Потому что оно так устроено, жалеть «сирых».
Впрочем, в этом его трудно винить, оно не может по-другому.