Живой Островский

С апреля по ноябрь 2023 года в Санкт-Петербурге проходил «Литературно-театральный марафон «Путешествие в русский мир А. Н. Островского», приуроченный к 200-летнему юбилею великого русского драматурга. Проект был проведен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив некоммерческим партнерством «Мир Детства» в партнерстве с Централизованной библиотечной системой Кировского района Санкт-Петербурга, Государственным педагогическим университетом имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургским Домом национальностей, гимназией № 261.

В проекте приняли участие более 5000 человек – петербуржцев и жителей других городов России, для которых Островский раскрылся как современный, даже злободневный автор, отвечающий на острые вопросы жизни, вскрывающий болевые точки и нашего времени.

Участникам проекта из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Алтайского края, Мурманской области была предоставлена исключительная возможность подойти к наследию Островского с разных сторон: прослушать лекции в авторстве доктора филологических наук, профессора Н.Г. Михновец, кандидата искусствоведения П. Г. Давыдовой, кандидата искусствоведения, доцента РГИСИ И.И. Бойковой, режиссера В.Г. Михельсона, учителей литературы В. В. Лужинской и И. Н. Старец, выступить в РГПУ им. А.И. Герцена в рамках регионального круглого стола «А. Н. ОСТРОВСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ» с участием выдающихся филологов, литературоведов — Ю.В. Лебедева, И.А. Овчининой, посмотреть экранизации пьес А.Н. Островского, принять участие в народном карнавале «Путешествие в русский мир А.Н. Островского», попробовать свои силы в мастер-классах по традиционному народному творчеству: плетении тканных поясов, бисероплетении, побывать на выставке «Путешествие в русский мир А.Н. Островского» и, конечно, выступить на сцене в ролях, за которые боролись лучшие актеры XIX, XX веков и «сражаются» и сегодня – Катерины Кабановой, Ларисы Огудаловой, Василисы Мелентьевой.

22 ноября в Библиотечно-культурном комплексе ЦБС Кировского района Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония подведения итогов фестиваля сценических искусств в рамках Марафона. В фестивале приняли участие 17 творческих коллективов из разных городов, выдвинувших на фестиваль 35 сценических версий драматургии Островского разного формата: от спектаклей большой формы (продолжительностью более 2-х часов) до коротких театральных сюжетов (20 минут), явившихся, тем не менее, полноценными художественными работами, раскрывающими драматургию Островского с новых сторон и подтверждающими абсолютную современность этой драматургии. 

В орбиту интересов участников фестиваля сценических искусств попали 18 пьес Островского, включая такие малоизвестные, как «драматический этюд» «Неожиданный случай» (1850), практически не имеющей театральной истории (первое представление пьесы «Неожиданный случай» было осуществлено 1 мая 1902 года в Александринском театре, в бенефис суфлёров и вторых режиссёров). 

Союз молодых исполнителей «Art Delo» поставил пьесу в жанре мюзикла, прозвучавшем легко и задиристо, раскрывая театральный потенциал Островского с точки зрения и этого жанра, традиционного стороной обходящего классические произведения русской литературы.

Самым ценным во всех творческих работах оказалась непредвзятость в подходе к классическим текстам, независимость молодежи от стереотипов восприятия Островского как бытописателя, искренняя готовность прочитать Островского, «как в первый раз», как автора сегодняшнего дня. И несмотря на то, что в фестивале принимали участие только будущие артисты или любители театрального искусства, диапазон предложенных художественных решений содержательно оказался чрезвычайно широк. 

Выявились четыре тенденции сценической интерпретации пьес Островского, ранее отчетливо не зафиксированные, но значимые для понимания современного эстетического и этического контекстов. Первая направлена на восприятие и оценку персонажей в парадигме популярной сегодня теории трансгуманизма, вторая – в духе возрожденческой концепции человека как автономного творца самого себя в бытовых, социальных и символических образах, третья – в следовании модели натурализма в театре, четвертая – в направлении признания принципа добровольной пасхальной жертвенности как стратегии бытия человека в русской словесности, а значит, и в жизни (И. А. Есаулов).

Выяснилось, что драматург А. Н. Островский по-прежнему выступает как создатель уникального художественного мира, в сценическом – зеркальном отображении которого ярко высвечивается весь спектр актуальных и в то же время полярных мировоззренческих установок, разнонаправленных национальных и мировых театральных традиций, ассимилированных в российском обществе конкретного исторического периода – 20-х годов XXI века.

29 ноября в БКК ЦБС Кировского района Санкт-Петербурга состоится торжественная церемония закрытия «Литературно-театрального марафона «Путешествие в русский мир А. Н. Островского», во время которой будут подведены итоги проекта, подтверждающие исключительную актуальность наследия великого драматурга как писателя, практика сцены и теоретика театрального искусства, слово которого звучит живо и мощно в современном художественном и социальном контексте.

Автор — Наталья Кирилова

Благодарим за предоставленные материалы — организаторов Проекта.

Фотографии — Александра Закржевского.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Подписывайтесь на наш новый видеоканал Дипломатрутубе. Shorts

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Рутубе — https://rutube.ru/channel/24232558/

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra