Прибытие: принятие или борьба с неизбежным?

На этой неделе наконец-то в прокат вышел фильм «Прибытие» Дени Вильнёва, снятый по адаптированному сценарию научно-фантастической повести Теда Чана «История твоей жизни».

Неожиданное появление неопознанных летающих объектов в разных точках планеты повергает мир в трепет. Намерения пришельцев не ясны – вооруженные силы всего мира приведены в полную боевую готовность, а лучшие умы человечества пытаются понять, как разговаривать с непрошенными гостями. Правительство обращается за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс (Эми Адамс) и физику Йена Доннели (Джереми Реннер), чтобы предотвратить глобальную катастрофу и найти общий язык с пришельцами. Отныне судьба человечества находится в их руках.

Фильм заявлен в жанрах фантастика, триллер, драма и детектив – жанры, хорошо знакомые Вильёву: прошлые его работы, такие, как «Убийца» (2015), Враг (2013) и «Пленницы» (2013), выполненные в похожей жанровой системе, получили положительные отзывы критиков – как отечественных, так и зарубежных. «Прибытие» черной овцой не стала, уже на первых днях проката завоевав расположение россиян.

Импонирует выбор произведения в качестве основы сценария: довольно специфическая и перегруженная в терминологическом плане «История твоей жизни» Теда Чана на экране предстает в более голливудской интерпретации. Версия фильма более упрощена, ненавязчива; акценты здесь расставлены совсем в других местах, нежели в оригинальном произведении, что, конечно же, делает честь режиссеру и сценаристам.

– Эта история выросла из моего интереса к вариационным принципам физики, – говорил Тед Чан о своей повести, – мне пришло в голову использовать их, чтобы рассказать историю о реакции человека на неизбежное. Через несколько лет эта идея скомбинировалась с замечанием моей подруги о ее новорожденном ребенке и сформировала ядро сюжета.

Однако, Вильнёв и Эрик Зайссерер выводят идею повествования на более обширный уровень: это уже не реакция одного человека на неизбежное, но целого человечества, когда то, что происходит на самом деле знает только малая часть, а основная масса людей пребывает в неведении. Незнание порождает панику, агрессию и беспорядки, усиление параноидального настроения и недоверия. Но здесь режиссером ставится и другой вопрос – а так ли хорошо знание?

– Можно понимать людей и все равно остаться одиноким, – сокрушается на экране Луиза.

Человечество, осмысливая прибытие гептаподов на Землю, бесконечно задается вопросом: «Зачем они здесь?». В повести дается неясный ответ: «чтобы наблюдать», однако, фильм и здесь развивает первоначальную идею до космического масштаба. Луиза Бэнкс, которая получает ответ на вопрос – зачем гептаподы прибыли на землю? – понимает, что «знание порождает печаль, и кто умножает познания, умножает и скорбь». Вместе с тем, выбор, который она делает, так непохож на все то, что мы привыкли видеть – борьбу с возможным печальным будущем, заезженное и истертое до дыр стремление к счастливому хэппи-энду.  Луиза – женщина сильная, и она понимает, что все будет так, как должно быть – и наслаждается теми минутами счастья, что у нее есть сейчас, были в прошлом и еще будут когда-то.

Фильм оставляет неоднозначное впечатление: с одной стороны, американка вновь всех спасла, оказалась умнее остальных и именно от нее зависит дальнейший ход событий.  Однако, интересна мысль, которая находится куда глубже – об объединении человечества перед лицом общего врага, о закостенелой в каждом государстве недоверии друг к другу и необходимости и важности мирового сотрудничества. Тот факт, что количество кораблей гептаподов было уменьшено с нескольких сотен до 12 штук и США оказывается лишь 1/12 частью, постоянно наталкивает зрителя на эту мысль.

1471029451-841136934-1

И, если в «Истории твоей жизни» сотрудничество ученых воспринимается как само собой разумеющееся, в фильме люди показаны куда живее; они устают, перенапрягаются, терзаются сомнениями, не доверяют. Здесь сотрудничать не так просто – в игру вступают жадность, подозрительность, уроки прошлого. Лингвистический вопрос, пусть и не показанный во всем своем академическом великолепии литературного первоисточника, более понятен и доступно продемонстрирован. А вот физическая составляющая – например, теорема Ферма, один из научных лейтмотивов повествования, – выявлена куда слабее. Позиция Йена Доннели, как одного из главных героев, оказывается достаточно шаткой и только к концу повествования встает на свое место в общей мозаике произведения. Хотя, конечно, игра Джереми Реннера, известного нам и любимого фанатами по роли Соколиного Глаза, не может не импонировать: он разбавляет драматический накал фильма уместной толикой юмора и сарказма. Именно из-за него на экране в душе взрывается целая гамма эмоций; именно он, на фоне покорной своей судьбе Луизы вызывает желание бороться за свой слезливый и до ужасного счастливый хеппи-энд, желать его, протестовать против принятия и бездействия. Его роль в повествовании окончательно проявляется лишь в самом конце, когда Луиза Бэнкс за кадром выкладывает на стол все карты и срывает куш.

431232

Вывод идеи на новый уровень выказал необходимость в дополнительных персонажах. Так появляются капитан Маркс, генерал Шан и т.д. Фильм дорабатывает то, что не успел или не захотел показывать Тед Чан, и от этого «Прибытие» оказывается куда современнее, нежели «История твоей жизни», где на первом плане была история жизни Луизы и ее дочери, а также научные изыскания человечества

Хотя, безусловно, Тед Чан подал неплохую идею нового понимания контакта человечества с инопланетной средой: пока «Звездные Врата», «Стартрек» в кинематографе и целая плеяда компьютерных игр по типу «Масс Эффекта: Андромеды» идет по пути антропоцентричного космоса, где человечество если не встречает себе подобных, то с легкостью находит контакт с чужеродными организмами – или же, встретив враждебность, успешно сражается и побеждает – «Прибытие» выказывает нам противоположную идею: а что, если инопланетяне будут не враждебными, но и не понятными? Гептаподы становятся еще инороднее и напоминают собой уже существ из мифологии Лавкрафта.

1478545315_pribytie_2

luchshie-filmy_7

В визуальном плане картина невероятно красивая и плавная: есть целая вариация планов – от общих до внутренних, глазами Луизы, ставится акцент на незначительных на первый взгляд деталях, мимике и невербальной коммуникации – всего того, что невозможно было отобразить в «Истории твоей жизни».

Сама Луиза в исполнении Эми Адамс – именно такая, какая и должна быть. В отличие от Йена (которые при переходе из повести на экран ко всему прочему сменил и имя), здесь не возникает противоречия со своим книжным прототипом. Однако финал именно благодаря игре Адамс и Реннера оказывается недосказанным: вроде бы, все будет так, как и должно быть, но рядом с Луизой совсем другой мужчина, чем в «Истории твоей жизни». А это оставляет надежду на иной финал.

– Стивену Хокингу и всем, кто моложе меня, я говорю: «Терпение. Будущее придет к вам и ляжет у ваших ног, как собака, которая знает и любит вас, кем бы вы ни были», – заключает Тед Чан.

18662868-917660

Космос. Публикации Дипломат.ру

Петербург. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra