Вот уже 5 лет мир следит за военными сводками из Сирии. Несмотря на попытки ведущих держав перевести разрешение конфликта в мирное русло, Арабская весна, настигшая страну в 2011, утихать не собирается. Теракты, непрекращающиеся бои, все возрастающие жертвы среди мирного населения и угроза гуманитарной катастрофы – в таком контексте вопросы сохранения культурного наследия на международной арене поднимаются нечасто. Между тем, в Петербурге с 23 по 27 августа вспоминали о Пальмире. В Союзе Художников прошла выставка Владимира Зенина «Пальмира. Слияние культур».
Монументальные полотна растянулись вдоль стен. Три основных цвета – синий, желтый и красный. На холстах – необычные герои: одновременно они напоминают и античных греков, и древних славян. В своих работах Владимир Зенин опирался на стилистику, колористические особенности и мифы Пальмиры, которая некогда находилась на пересечении восточной и западной цивилизаций. По словам художника, идея выставки – показать богатство и разнообразие той уникальной культуры, которая сформировалась в древней Пальмире, но сегодня рискует быть потерянной для будущих поколений. Боевики, захватившие город 20 мая 2015 года, начали намеренно разрушать объекты культурного наследия. Была снесена статуя «Лев Аллат», взорваны храм Баалшамина и храм Бэла. Весной этого года сирийской армии удалось освободить Пальмиру. Однако, по оценкам экспертов, на восстановление памятников теперь понадобятся годы. Война на территории Сирии тем временем лишь набирает обороты, и неизвестно, сколько еще памятников будет потеряно безвозвратно. Привлечь внимание к этому вопросу было одной из задач выставки.
«Человек, который знает историю и понимает древнее искусство никогда не уподобится боевикам. Мы должны через культуру понять, что все человечество – одно целое, что нам нужен мир. Сейчас борьба идет на всех фронтах – на информационном, на военном, на политическом, в том числе в сфере культуры и искусства. Эта выставка – мой вклад в борьбу за нашу общую культуру и наш общий мир», — рассказал Владимир Зенин.
И все же нельзя забывать о том, что Пальмира не единственная жертва сирийской войны. В конце мая Сирийская обсерватория по правам человека сообщила о том, что число жертв превысило 280 тысяч, среди них – более 14 тысяч детей, сколько получило серьезный ущерб здоровью и сколько осталось без попечения родителей статистика не учитывает.
По словам президента Фонда помощи детям «ХАЙАТ» Вакида Шаалан-Анохина, в любой войне больше всего страдают дети. Созданный практически с самого начала вооруженных действий в Сирии, в Петербурге Фонд устраивает маленьких беженцев в детские сады и школы и помогает им поддерживать культурно-историческую связь с родиной. Так в рамках выставки «Пальмира. Слияние культур» на уроке от профессиональных художников они рисовали дом.
Русские дети в стороне от сирийской трагедии тоже не остаются. В июле продюсерский центр «Дар звезды» организовал мастер-класс по рисованию в лагере для детей из социально неблагополучных семей «Ленинградец». Созданные на нем открытки-послания от российских детей сирийским были представлены в экспозиции, а по окончании выставки рисунки должны отправиться в сирийские школы. По словам руководителя центра Ольги Калединой, так дети в Сирии познакомятся с русским языком, а маленьких россиян этот опыт учит состраданию и милосердию.
«Дети из социально проблемных семей сами нуждаются в поддержке. Когда мы приезжаем и рассказываем им, что есть дети, которым еще больше нужна помощь, они понимают, что их жизненная ситуация не настолько критичная», — пояснила она.
Еще одним поводом для проведения выставки «Пальмира. Слияние культур» стало пятилетие Российской общественной делегации из Санкт-Петербурга в Сирию. В августе 2011 года петербургские активисты стали первыми, кто посетил блокированную страну. В число 25 участников делегации вошли преподаватели университета, востоковеды, представители этнических диаспор города. Главной задачей поездки было изучить ситуацию в Сирии изнутри и донести достоверную информацию о ней до широкой аудитории.
«Российские СМИ во многом аффилированы Западом. Формально Россия поддерживает Сирию, но большинство изданий подает антиросиийский контент. О Сирии пишут, что там тоталитарная власть, гражданская война, наркотики. Создают такую картину, что якобы не наше дело туда вмешиваться. Мы решили организовать независимую гражданскую делегацию и поехать в Сирию, чтобы самим все увидеть и понять. Мы проехали по нескольким крупным городам, посетили военную базу спецназа. В пути нам помогали местные волонтеры. В первую очередь, мы это делали для себя, чтобы сложилось свое объективное мнение, основанное на фактах», — рассказал один из организаторов поездки, вице-президент Союза Диаспор России, правозащитник и журналист Антуан Аракелян.
5 лет назад Сирию с трудом находили на картах, сегодня о ней знает каждый. Интерес к истории и культуре Ближнего Востока, к сожалению, тоже возник лишь после начала военных действий.
«О Сирии многое стали узнавать из-за войны. Мы хотели, чтобы ею интересовались и без войны, но получилось иначе. Сейчас мы пытаемся донести больше независимой, исторической информации о стране, отойти от той, которой нас связывают информационные каналы и политики», — поделился директор Центра российско-арабского сотрудничества Ваддах Ал-Джунди.
Выставка «Пальмира. Слияние культур» — лишь один из первых шагов на этом пути. В планах сирийских представителей продолжить серию мероприятий в Петербурге и не только, а художник Владимир Зенин не оставляет работу над серией картин, посвященных пальмирским сюжетам, и мечтает, что однажды полотна увидят в Сирии. Когда на Ближнем Востоке наступит мир, прогнозировать сложно. Но объяснить, что прийти к нему нужно как можно скорее, необходимо. Погибших уже не вернуть, но культурно-просветительское движение сможет помочь избежать подобных трагедий в будущем.
«Через 30 лет нынешние дети будут чиновниками и будут принимать решения. Я хочу, чтобы они находили выход из любой проблемы, из любого конфликта без войны. Наши отцы и наше поколение, к сожалению, не смогли пойти по другому пути. Но сейчас мы видели кровь, мы видели детей, которые погибают, и такое не должно повторяться», — заключил Вакид Шаалан-Анохин.