Последнее время мне стали очень нравится выставки, удивляющие своим необыкновенным музейным дизайном. Что осталось в памяти за этот год – “Серебро и золото Пиковой дамы”, где графиня подглядывала за нами в дверную щель, и еще, наверное, выставка к юбилею Бориса Эйфмана, где вы, практически, могли погрузиться в сцены из балетных спектаклей.
Наверное, именно поэтому я была так рада, что в Петергофе открывается выставка “Как одевался Великий немой”, которую создает тот же творческий коллектив “Выставком”,что и упомянутые мной экспозиции. И мои надежды оправдались.
Любой театр начинается с вешалки. В том числе и кинотеатр. А Дворцовый в залах Большого Петергофского дворца, тем более. Одни руки помогают вам снять одежду, другие берут шляпу. Третьи проверяют ваш билет. И вы поднимайтесь в Тронной зал, где вас встречает господин Люмьер…. Так мы вернулись в 1896 год, когда царская семья и их приближенные впервые увидели Великого немого – синематограф.
“Да, здесь, на светлом трепетном экране,
Где жизни блеск подобен острию,
Двадцатый век, твой детский трепет ранний,
я с гордостью и дрожью узнаю”
Георгий Иванов
Но пройдемте теперь дальше, где ароматом серебряного века дышит каждый экспонат.
Их, эти воздушные и солидные, прогулочные и визитные,- платья начала 20 века бережно собирает уже несколько лет антиквар . Она сама ни разу не позволила себе померить ни одно платье – так они хрупки, да и размеры модниц начала века несколько отличались от современных.
Киномир уже тогда привлекал к себе иллюзорной красотой, заставлял присматриваться к тем нарядам, в которых щеголяли утонченная и изысканная Вера Холодная, роковая красавица Вера Каралли, нежная и трогательная Софья Гославская. В то время костюмы киногероев чаще всего подбирались из собственного гардероба актеров: это были платья от известных модных домов Парижа, Петербурга, Москвы.
“На скамейке в Александровском саду
Котелок склонился к шляпке с какаду”
Саша Черный
Последовательницы моды заставляли российских портних следовать за киномодой, что шло только на пользу всей швейной индустрии. На выставке представлены только платья петербургских модниц – московские то ли не сохранились, то ли еще ждут своего часа в сундуках.
Здесь вы увидите только пару мужских костюмов – они подбирались для зрительного комплекта, чтобы можно было рядом с таким кавалером поставить даму в подвенечном платье.
Наталья Костригина может бесконечно говорить о платьях, способах их пошива, создания той ли иной детали. Она так увлечена своим хобби, что, как мне показалось,знает все о своих нарядах, вплоть до маленькой пуговки или крючочка
Очарованию выставки о Великом немом способствуют фигуры, которые приветствуют вас титрами из фильмов. Когда мы пытались их разговорить, они только показывали нам карточки – они прекрасно вошли в образ.
И я не зря привела здесь стихи Георгия Иванова и Саши Черного. Поэты Серебряного века незримо присутствуют в интерьерах выставки, сопровождая своими сточками ваше путешествие во времени.
“Кто вы, кто вы, гость суровый-
Что вам нужно, домино?”
Но, закрывшись в плащ багровый
Удаляется оно”
Андрей Белый
Подписывайтесь на наш канал в Telegram