Пианист Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: «Я не дирижёр! И общаюсь с оркестрантами на равных»

В Большом зале филармонии произошло уникальное событие: впервые концерт прошел без дирижера.  Именно так захотел выступить с Заслуженным коллективом России симфоническим оркестром филармонии выдающийся пианист Борис Березовский. Уже более трех лет Борис Березовский часто исполняет фортепианные концерты с симфоническими оркестрами без участия дирижёра. Свой творческий эксперимент он неоднократно проводил с оркестрами в России и за рубежом. Наконец-то и в Санкт-Петербургской филармонии 4 ноября 2020 состоялся такой необычный концерт. Возможность услышать в этот вечер концерты для фортепиано с оркестром Чайковского, Прокофьева и Шостаковича могли не только слушатели, сумевшие купить билет, также велась прямая трансляция выступления. Почему у маэстро возникла подобная идея, и что еще удивительного нам от него ожидать, он рассказал нашему корреспонденту.

– Хочу поделиться своими ощущениями от вашего творчества. Мне кажется, что вы интроверт, и все эмоции проявляются у вас в игре. Так это или нет?

Я бываю очень разным. Это зависит и от компании, и от настроения, и от обстоятельств. Как у всех.

– Я поняла, что вы человек настроения. Именно этим я объясняю отмену ваших концертов, когда вы понимаете, что эмоционально не готовы.   Многие считают, что вы чаще других отменяете концерты.

Иногда отмены связаны с болезнью. Но действительно бывает и так, что, если я чувствую, что не очень готов, то лучше мне, к сожалению или к счастью, отменить концерт. Мне хочется на сцене быть готовым на 100%. А, если по разным причинам, объективным или субъективным, я не очень готов, то, скорее всего, концерт отменю.

– По-моему, это к счастью для слушателей. Это значит, что вы не позволяете себе халтуру, проходные концерты. Даже в ущерб себе –  понятно, что отмена концерта связана с финансовыми потерями. Вы совершенно не занимаетесь пиаром, играете для подготовленной публики. В то время, как некоторые ваши коллеги не вылезают из телевизора.

– Я очень доволен своей публикой, я ее очень люблю. И я не вижу здесь проблемы. Никогда не завидовал популярности эстрадных артистов – Валерию Леонтьеву, хотя я очень хорошо к нему отношусь, или Мадонне, или немецкой металл-группе Rammstein. Ведь у них миллионы слушателей!

А если говорить о моих коллегах, все зависит от вкуса публики, у каждого исполнителя свой круг слушателей. И то, что кто-то более популярен… Здесь есть частично и моя вина – та же отмена концертов, например.

– Наоборот, отмена концертов заставляет не пропускать каждую возможность посетить ваше выступление. Но вы, например, редкий гость на телевидении. Почему?

– Да, телевидение способствует популярности. Но я вот, например, наоборот, сделал одну вещь, прекрасно понимая, что это не прибавит мне популярности. Я недавно выступил на телевидении против Навального. Я, действительно, его искренне не люблю. И это вызвало очень негативную реакцию среди моих поклонников. Но что делать, если я к нему действительно так отношусь, я честно выразил свою точку зрения.

– Ну, не знаю… Как-никак, человека пытались отравить. Давайте все же о главном: наконец ваш эксперимент – выступление с большим симфоническим оркестром без дирижера – докатился и до нас.

– Во всех расписаниях оркестра, какой бы концерт ни исполнялся, про оркестр написано «аккомпанемент». Если оркестранты воспринимают самих себя и свою игру как аккомпанемент, то результат не будет таким, каким должен быть. Концерт – это не противостояние, не борьба солиста с оркестром, а совместное творчество. Я воспринимаю такой способ музицирования как камерную музыку только в увеличенном, огромном масштабе. И только таким образом, как я думаю, можно решить проблему восприятия оркестрантами себя как аккомпанемента. Если и солист не воспринимает себя частью оркестра, тогда точно нужен дирижёр.

Это мое мнение.

Обычно с дирижером это одна репетиция, чтобы просто убрать шероховатости. Вы же тратите много времени на репетиции. На мой взгляд, это, пожалуй, единственная возможность целостного восприятия музыкального произведения. А часто у дирижера своя концепция, у солиста – другая. Получается, как говорится, “два медведя в одной берлоге”.  Я правильно понимаю?

– Можно и так сказать. Но часто дирижер и солист в хороших отношениях, и их взгляды на исполняемое сочинение совпадают. Как играть: с дирижёром или без него – личное дело каждого солиста. Я вижу в исполнении фортепианного концерта аналог игры в камерном ансамбле, только бОльшим составом исполнителей, нежели камерный ансамбль. Мне вот так нравится, поэтому я так играю.

– Чтобы добиться нужного звучания, вы проводите всегда несколько репетиций.  На них Вы взяли на себя функцию дирижера? Ведь метроном у каждого оркестранта в голове, когда вступать тоже каждый знает сам – партитуры перед глазами. Но ведь функция дирижёра – не махать палочкой на концерте.

– Я категорически против того, чтобы мне приписывали функции дирижера! Я не дирижер. Я ничего не говорю, ничего не показываю. С каждым оркестром мы репетируем так же, как если бы репетировали, например, квинтет Брамса в камерном ансамбле: что-то обсуждаем, что-то можем друг другу предложить – это общение на равных. Я не говорю оркестрантам: «Здесь играйте так, а здесь так», и мне никто из них ничего подобного не говорит. Репетиция происходит на уровне взаимодействия музыкантов, которые что-то пробуют, предлагают, что-то получается, что-то нет. Но эксперимент с оркестром хороший, правильный.

– Интересно, что накануне петербургский оркестр выступал под управлением Дмитрия Лисса, с которым вас связывают давние дружеские отношения. Именно с Уральским академическим филармоническим оркестром, которым он руководит, вы впервые провели такой эксперимент?

Нет. Первым был Госоркестр России им. Е.Ф.Светланова. Мы постоянно с этим коллективом так играем, несколько раз в год.

– Вы берете высококлассные оркестры.

– Необязательно. Я играл и с очень средними оркестрами. И всегда это срабатывает, без проблем. Конечно, качество исполнения не блестящее – порой музыканты играют фальшиво, но они и с дирижером играли бы фальшиво. Что касается ансамблевости, то здесь нет никаких проблем: оркестранты прекрасно отсчитывают такты и знают, где им вступать. Естественно, чем выше исполнительский уровень музыкантов оркестра, тем лучше результат.

– Вам нравится, как получилось у нас, с ЗК России академическим симфоническим оркестром филармонии?

– Очень!

– Вам хватило двух репетиций?

– Да.

– Знаю, что в Екатеринбурге, помимо оркестра Дмитрия Лисса у Вас есть еще одна точка притяжения. Полтора года назад в Петербург приезжал “Коляда-театр”. Николай Коляда мне рассказывал, что Вы изъявили желание сыграть у него в театре? Расскажите об этом. У вас подобных желаний много? Часто Вы готовы работать практически бесплатно?

– У меня есть много разных проектов.

– Коляда был в шоке, что вы, гений, для которого открыты лучшие концертные залы, захотели сыграть, как он выразился, “у него в подвале”.

– Он сам гений! Я очень люблю его театр. Когда он приезжал в Москву, я посмотрел много спектаклей. Что-то безумно нравится, что-то меньше. Николай очень интересный человек.

– Так получилось, что, разговаривая с ним буквально неделю назад, Николай сообщил, что Вы определились с проектом, и это будет в Гоголь-центре. Вы уже туда ходили, смотрели.

– Да-да, все так. У нас есть желание сделать проект по юношескому сочинению Венедикта Ерофеева «Дневник, Записные книжки». Сначала Коляда напишет сценарий на основе литературного текста Ерофеева. Я жду, когда он это сделает. Не от меня зависит, здесь у меня скромная роль.

– Вы меня поражаете. Вы – гениальный пианист, но у Вас абсолютно отсутствует снобизм. Вы готовы быть простым тапером?

– В театре? Естественно, а почему нет, если мне это интересно.

Автор – Ирина Сорина

Автор фото – Владимир Пешков

Музыка. Публикации Дипломат.ру

Культура. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra